Збручский Идол

Славянский каменный «Идол», найденный у села Гусятин, ныне Тернопольская область Украины, в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 г. «Идол» представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м., высеченный из серого известняка. Дата создания — приблизительно X в. Хронологически дата создания совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок «Идол» был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.

Верхняя часть «Идола» оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см., среднего — 40 с./, нижнего — 67 см. Таким образом, на «Идоле» имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.

На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку, и обращена коленями к пустой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего «Идола».

Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него.

Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками.

Збручский «Идол» хранится в Краковском археологическом музее. В Москве, Киеве, Гродно, Варшаве, Вильнюсе, Одессе и Тернополе имеются его копии в натуральную величину.

В августе 1848 г. падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку Изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастухи Бартошевский М. и Халаман И. поспешили уведомить о находке Брушкевича А.– мандатария (урядника), находившегося в 5 км. от села Лычковцы, владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский. Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (что вполне понятно, ибо место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, т.к. находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит Камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможеников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто Камень, а Изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке Беньковского К., управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше Брушкевича А… Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам – не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.

Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес Изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения Гавловский В. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил Изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где его бросили под овином на дворе Брушкевича. Здесь Изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения Заборовский К. не подарил его коллекционеру Потоцкому М.

3871
Меньше минуты
Нет комментариев. Ваш будет первым!